06 Августа 2013
Об изменении порядка аттестации рабочих мест по условиям труда
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации является обязанностью работодателя.
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Таким образом, целью проведения аттестации рабочих мест является оценка условий труда на рабочих местах и выявление вредных, опасных производственных факторов.
По результатам аттестации решается вопрос об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и других льгот и компенсаций в связи с осуществлением трудовой деятельности на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26.04.2011 №342н (далее - Порядок). В соответствии с первоначальной редакцией Порядка все рабочие места организации подлежали аттестации не реже одного раза в пять лет.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.12.2012 №590н внесены изменения в Порядок, согласно которым аттестации подлежат все рабочие места, кроме рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Одновременно согласно новой редакции п. 8 Порядка повторной аттестации подлежат не только рабочие места, где по результатам аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, но и рабочие места с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 №118 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, согласно п. 13.1 которых лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Указанным актом в перечень вредных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, включено электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50 % рабочего времени).
Таким образом, внесенные в Порядок изменения в части исключения обязанности работодателей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых исключительно на персональных компьютерах, не исключают необходимости проведения аттестации при наличии вышеизложенных факторов.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.