14 Февраля 2014
Права потребителей при оказании услуг подвижной (сотовой) связи «Fix Our Phone Rights! Justice for mobile consumers»
Каждый год празднование проходит под определенным девизом. В 2014 году Всемирный день защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, пройдет под девизом – «Права потребителей при оказании услуг подвижной (сотовой) связи»(«FixOurPhoneRights! Justice for mobile consumers»).
Тема Всемирного дня защиты прав потребителей призвана способствовать привлечению внимания населения к существующим потребительским правам, а также способам защиты этих прав, поскольку от того, насколько потребитель знает свои права, умеет и не боится их отстаивать во многом зависит качество и безопасность реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Защита прав потребителей услуг подвижной (сотовой) связи
Правовую основу отношений между исполнителем (оператором связи) и потребителями (абонентом) услуг подвижной связи составляют положения Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» во взаимосвязи с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей») и Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328 (далее - Правила), которыми также регламентируется порядок и основания приостановления оказания услуг связи, расторжения договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, в также ответственность сторон.
Основные нарушения, с которыми сталкиваются потребители при пользовании услуг подвижной связи, являются:
- предоставление детализации счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров за плату;
- размер высоты прописных букв бланка Договора составляет всего 1 мм, что приводит к зрительной нагрузке при чтении и общему утомлению, и не позволяет потребителю ознакомиться доступным способом с условиями договора при получении полной информации для компетентного выбора;
- внесение в договор условий, ущемляющих права потребителя, а именно:
· право оператора изменять в одностороннем порядке тарифы (тарифный план), принципы тарификации, виды тарификации, единицу тарификации, вносить иные изменения и (или) дополнения в условия договора, с предварительным уведомлением абонента через сайт оператора, путем доведения изменений до всеобщего сведения в местах продаж и обслуживания абонентов, либо рассылкой SMS-сообщений (не менее, чем за 10-15 дн.). При этом считается, что если абонент письменно не отказался полностью, либо частично от предложенных оператором условий, то он (абонент) согласился с этими условиями;
·право оператора направить (зачесть) поступившие от абонента по новому договору (в случае заключения новых договоров - для членов семьи, детей и т. д.) платежи на погашение образовавшейся задолженности по другому договору;
·отдельные случаи направления SMS-сообщений с коротких номеров со списанием денежных средств со счетов абонентов, в силу отсутствия каких-либо договорных отношений между абонентом и 3-м лицом, направившим соответствующее SMS-сообщение;
·определение подсудности при рассмотрении споров по защите прав потребителей по месту нахождения оператора связи (вместо альтернативной подсудности, по выбору потребителя, как это следует из законодательства);
·включение условия о совмещении в одном тарифном плане методов авансового платежа и отложенного платежа.
В последнее время участились случаи навязывания оператором сотовой связи дополнительных услуг. Например, навязывание услуги «GOODOK» (замени гудок), которая представляет из себя замену гудков ожидания вызова на мелодии, или иные звуковые сигналы, когда звонивший абоненту слышит соответствующую мелодию или другой выбранный звуковой сигнал.
Смысл нарушения заключается в следующем: при подключении абонента к сети данная услуга активируется в течение трех дней с момента такого подключения со стандартно предоставляемой бесплатной мелодией, действующей в течение 30 дней. Но далее, по истечении 30 дней, когда эта услуга действовала бесплатно, ее продление осуществляется уже по установленной цене каждые 30 дней. И с абонента уже автоматически списывается необходимая для продления данной услуги сумма.
Согласно же условиям договора, тарифный план предусматривает добавление дополнительной услуги и взимание соответствующей ежемесячной платы за пользование данной услугой, тогда как в первоначальный (базовый) пакет этого же тарифного плана, услуга «GOODOK» не включалась.
Абонент будет недоумевать, почему сразу после пополнения счета деньги исчезли. Все просто: их списали для продления данной услуги. Отказаться же от этой услуги можно только либо набрав необходимую комбинацию цифр, либо позвонив в справочную оператора, либо обратившись с письменным заявлением в офис компании, либо отключив данную услугу на сайте оператора сотовой связи, что возможно и приемлемо далеко не каждому.
В случае, если при пользовании сотовым телефоном Вы обнаружили один из видов нарушений со стороны оператора, смело отстаивайте свои права. Для оказания практической помощи обращайтесь в консультацион6ный центр, где специалисты помогут составить претензию и расскажут дальнейший порядок восстановления нарушенного права.
Консультации по вопросам, связанным с защитой прав потребителей можно получить в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Ордынском районе по адресу: р.п. Ордынское, пр. Революции, 28 и по телефону 8(383) 59 21-157.