29 Апреля 2014
Освещение некоторых мероприятий Управления Росреестра по Новосибирской области в сфере государственного земельного надзора
Лицам, обращающимся в Управление с заявлениями о проведении проверок в рамках государственного земельного надзора, либо о факте конкретного нарушения, надзор за которым осуществляется Управлением, необходимо учесть следующее. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие в Управление материалы, содержащие такие данные.
Возбуждение дела об административном правонарушении возможно лишь при наличии сведений о субъекте правонарушения и конкретного земельного участка, используемого в нарушение норм законодательства. Зачастую указанные сведения заявителями не представляются, из чего Управление не может сделать выводы о том является ли лицо, которое необходимо проверить физическим лицом, либо юридическим или индивидуальным предпринимателем.
Здесь существует важный момент, который необходимо учитывать. Проверки по надзору исполнения земельного законодательства осуществляются на основании распоряжения, вынесенного руководителем Управления в отношении конкретных лиц (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей). В отношении таких лиц Управление может провести только плановую проверку в соответствии с утвержденным ежегодным планом, либо внеплановую по исполнению предписаний должностных лиц об устранении нарушений, выданных при плановой проверке или на основании требования прокуратуры о проведении проверки.Проведение проверок Управлением в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ином порядке законодательством не предусмотрено. Исключение составляют проверки в отношении физического лица. Для данной категории населения не предусмотрено специальных норм права, регулирующих порядок проведения проверок.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Достаточные данные могут быть собраны как раз при проведении проверки на местности.
Законодательство предусматривает возможность вынесения мотивированного определения должностным лицом, рассмотревшим материалы, сообщения, заявления, об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении как раз уже на той стадии государственного земельного надзора, когда должностным лицом имелась возможность составить акт проверки.
В случаях, когда Управление обладает сведениями об использовании земельных участков указанной категорией лиц, материалы предлагается адресовать уполномоченным органам УВД на данной территории для составления протокола по ст. 7.1, либо в органы прокуратуры по ст. 7.1, 7.2., 7.34, 8.8 КоАП РФ. Документы о возбуждении дела об административном правонарушении (при наличии) будут направлены указанными органами в адрес Управления для дальнейшего рассмотрения уже в рамках процедуры, установленной законодательством.
Следует учесть, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Если материалы проверки поздно поступили в Управление на рассмотрение, существует вероятность прекращения производства по делу даже при наличии состава правонарушения.
Материал подготовлен
отделом правового обеспечения
Управления Росреестра по Новосибирской области