О вступлении в силу с 01.01.2021г. Правил бытового обслуживания и особенностях исполнения договора

С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1514 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения» (далее – Правила).
Новые правила разработаны с учетом современных технических средств, позволяющих предоставлять услуги на дому заказчика, что значительно расширило перечень бытовых услуг, оказываемых выездным способом.
Утвержденные Правила применяются ко всем видам бытового подряда (ремонт и изготовление швейных, меховых, ювелирных изделий, мебели, обуви, а также ремонт квартир, бытовой техники, мобильных телефонов, компьютеров, планшетов и т.п.), а также к различного рода возмездным услугам (если их оказание не урегулировано иными нормативными правовыми актами), таким как услуги химчисток, парикмахерских, салонов красоты, бань, саун и т.п.).
Правилами устанавливаются требования к доведению до потребителя во всех случаях необходимого объема информации, на основании которого должна быть обеспечена возможность осуществления правильного выбора работ и услуг.
Исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992, обязан довести до сведения потребителей также следующую информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах):
1. информацию о своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, которая размещается на вывеске;
2. перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), форм и (или) условий их предоставления;
3. сроки оказания услуг (выполнения работ);
4. перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот; а также перечень льгот
5. стандарты, например, ГОСТы (при наличии), в соответствии с которыми оказываются услуги (выполняются работы);
6. требования, обеспечивающие безопасность оказания услуги (выполняемой работы) для потребителя, а также предотвращение причинения вреда его имуществу;
7. образцы договоров (квитанций) о предоставлении услуги/работы;
8. образцы изготавливаемых изделий либо их эскизы и др;
9. данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги (работы);
10.Информация должна быть размещена в удобном и доступном для обозрения месте (стенд, уголок потребителя).
Также Правилами предусмотрены специальные требования к условиям договоров, заключаемых с гражданами. Договор об оказании услуг оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ). Особо оговаривается, что договор с потребителем должен содержать как цену, так и описание выполняемых работ или оказываемых услуг, информацию о реквизитах исполнителя, сроки выполнения заказа, гарантийные сроки, должность и подпись лица, принявшего заказ.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг (выполнении работ) исполнитель по-прежнему будет нести ответственность, предусмотренную Законом «О защите прав потребителей» и договором.
В случае неразмещения для ознакомления в удобном и доступном месте необходимой информации (например, о цене услуг), невыдачи экземпляра договора потребителю, включения в него ущемляющих права потребителей условий (например, о не возврате предоплаты по договору в случае отмены заказа), отказа продемонстрировать результаты ремонта бытовой техники и аппаратуры при ее приемке - потребители могут оставить соответствующую запись в книге отзывов и предложений (которую исполнитель обязан иметь и предоставляется потребителю по его требованию), а также обратиться в Роспотребнадзор, который уполномочен осуществлять контроль (надзор) за исполнением указанных Правил.