06 Мая 2014
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела определяется главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что решения, действия таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы, в суд, арбитражный суд.
Жалоба на действия таможенного органа или его должностного лица может быть подана как в таможенный орган, действия которого обжалуются, так и в вышестоящий таможенный орган.
Жалоба подается в письменной форме в течение трех месяцев:
1) со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения, или совершения действия, установленного актом таможенного законодательства Таможенного союза, актом законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо иным правовым актом Российской Федерации в области таможенного дела.
Жалоба должна содержать: наименование таможенного органа или данные (если они известны) о должностном лице, чьи действия обжалуются, данные о заявителе, существо обжалуемых решений, действий (бездействия).
Жалоба рассматривается в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен начальником таможенного органа, или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным, но не более чем на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.
В случае удовлетворения жалобы таможенный орган, рассмотревший жалобу, отменяет полностью или частично обжалуемое решение, обязывает должностное лицо принять новое решение в соответствии с таможенным законодательством либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу.
Копия решения по жалобе направляется заявителю.
Существует также упрощенный порядок обжалования решений таможенного органа.
В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение, действие должностного лица таможни в связи с ввозом в Российскую Федерацию или вывозом из Российской Федерации товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и или одного транспортного средства.
Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможни или таможенного поста заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу. В этом случае жалоба рассматривается безотлагательно и решение по ней принимается незамедлительно, но не позднее трех часов с момента ее подачи.
При обжаловании в упрощенном порядке по желанию лица, обратившегося с жалобой, должностным лицом таможенного органа, рассматривающим указанную жалобу, составляется акт о рассмотрении этой жалобы в упрощенном порядке, в котором указываются сведения о заявителе, краткое содержание жалобы и принятое решение. Акт о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке подписывается заявителем и должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу.
Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством жалобы на действия и решения сотрудников таможни рассматриваются органами прокуратуры.
Согласно организационно-распорядительным документам Генеральной прокуратуры Российской Федерации рассмотрение этих жалоб относится к компетенции транспортных прокуратур.