Отдел опеки и попечительства (далее - отдел) является структурным подразделением администрации Кочковского района Новосибирской области (далее – администрация), находится в непосредственном подчинении заместителя главы администрации по социальной политике.
Основные задачи
- Реализация на территории Кочковского района Новосибирской области (далее – район) основных направлений политики в сфере опеки и попечительства.
- Участие в осуществлении отдельных государственных полномочий Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные функции
Обеспечение реализации следующих полномочий администрации в области опеки и попечительства, предусмотренных муниципальными правовыми актами, в соответствии с действующим законодательством:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) установление опеки или попечительства в соответствии с федеральным законодательством;
3) передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление (удочерение) в случаях, предусмотренных семейным законодательством, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги;
5) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;
6) заключение в отношении несовершеннолетнего, совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях, а также договора о предоставлении социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области;
7) предоставление в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведений, установленных федеральным законодательством, взаимодействие с региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по вопросам их учета;
8) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
9) временное исполнение обязанностей опекуна (попечителя) в отношении граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, над которыми опека или попечительство не установлены;
10) оформление договора передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, или выдача разрешения на оформление договора передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, выдача согласия на оформление договора передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет;
11) выдача предварительного разрешения опекуну на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, а попечителю на дачу согласия на совершение таких сделок, а также выдача предварительного разрешения на распоряжение доходом подопечного, за исключением доходов, которыми он вправе распоряжаться самостоятельно в соответствии с гражданским законодательством;
12) выдача необходимых разрешений, предусмотренных федеральным законодательством, при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка;
13) выдача письменного разрешения на заключение трудового договора с лицом, не достигшим возраста 14 лет, а также выдача письменного согласия на заключение трудового договора с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы в порядке, установленном трудовым законодательством;
14) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
15) дача согласия на контакты ребенка, оставшегося без попечения родителей, с родителем, родительские права которого ограничены судом;
16) выдача разрешений на изменение имени ребенка до достижения им возраста четырнадцати лет, разрешение разногласий, возникших при отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка;
17) выдача согласия на установление отцовства в установленных семейным законодательством случаях;
18) выдача согласия (отказа) на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания;
19) принятие в случаях, установленных федеральным законодательством, решения о психиатрическом освидетельствовании несовершеннолетнего, а также о госпитализации несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях;
20) дача согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования;
21) осуществление охраны интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;
22) обращение в суд с заявлениями и участие в рассмотрении судом заявлений:
а) о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах, о признании брака недействительным в установленных семейным законодательством случаях;
б) о признании гражданина недееспособным или об ограничении его в дееспособности, о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
в) о признании гражданина безвестно отсутствующим, об объявлении гражданина умершим, о регистрации рождения ребенка, об отмене усыновления, о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей с их родителей (одного из них) в установленных семейным законодательством случаях, о признании сделок, совершенных подопечными или от имени подопечных, недействительными, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами и иных исков в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, предусмотренных законодательством, а также заявлений, рассматриваемых в порядке особого производства, за исключением случаев усыновления детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации;
22.1) участие в рассмотрении дела о банкротстве гражданина в случае, если в рамках рассматриваемого дела затрагиваются права несовершеннолетнего лица или лица, признанного судом недееспособным, а также участие в рассмотрении заявления об оспаривании сделки должника-гражданина, в деле о банкротстве гражданина, затрагивающего права несовершеннолетнего лица или права лица, признанного судом недееспособным;
23) обследование условий жизни несовершеннолетнего и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, составление акта обследования, а также обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, составление акта обследования;
24) подготовка заключений по отдельным вопросам осуществления опеки и попечительства, в том числе для суда, в случаях, установленных федеральным законодательством, за исключением случаев усыновления детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации;
25) разрешение разногласий, возникающих между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, а также между родителями и детьми;
25.1) осуществление функций по защите прав ребенка на общение с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;
26) принятие решения и осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, обеспечение его временного устройства и уведомление прокурора по данному факту;
27) участие в организации работы по социально-педагогической поддержке, охране жизни и здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
28) назначение и обеспечение выплат, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, в сфере опеки и попечительства;
29) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
30) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;
31) оказание родителям (лицам, их заменяющим) при осуществлении родительских прав содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи;
32) выдача разрешений на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время;
33) дача согласия на отчисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста пятнадцати лет до получения ими общего образования, из организации, осуществляющей образовательную деятельность;
34) осуществление мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
35) осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
36) осуществление постинтернатного сопровождения лиц, не достигших возраста двадцати трех лет, завершивших пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
37) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
38) представление государственной статистической и региональной отчетности в сфере опеки и попечительства;
39) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
40) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
41) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
42) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат федеральному законодательству и (или) законодательству Новосибирской области или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
43) назначение помощника совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, и осуществление контроля за исполнением помощником своих обязанностей, а также извещение находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;
44) сообщение об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в сроки, предусмотренные налоговым законодательством;
45) определение лица, уполномоченного управлять имуществом физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим;
46) участие в уголовном деле в качестве законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, на основании постановления следователя либо суда;
47) принятие решения о помещении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами;
48) установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;
49) Участие в обеспечении жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - граждане, указанные в Федеральном законе № 159-ФЗ), в том числе:
а) участие в работе межведомственной комиссии по осуществлению контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений;
б) участие в формировании списка детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; (далее - список), в части:
включения в список (исключения из списка) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;
формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;
в) участие в принятии решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
г) участие в принятии решения об исключении жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) и заключении с гражданами, указанными в Федеральном
законе № 159-ФЗ, договора социального найма в отношении данного жилого помещения в части:
подготовки заключения об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и о возможности исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда (далее - заключение).
49). Иные полномочия администрации в области опеки и попечительства, предусмотренные действующим законодательством.